Доступная среда
Реализация программы «Доступная среда» в МБОУ Конзаводской СОШ №2
Одним из основных факторов интеграции инвалидов в общество является создание доступной среды жизнедеятельности. В МБОУ Конзаводской СОШ№2 реализуется долгосрочная целевая государственная программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей -инвалидов, обеспечение их права на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей- инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров – дети с ограниченными возможностями здоровья не должны отличаться в правах и возможностях от обычных детей.
В ходе мероприятий социально -педагогического мониторинга было установлено , что в МБОУ Конзаводской СОШ№2 -4 детей инвалидов. Кроме детей инвалидов в школе обучаются дети с ОВЗ, прошедшими ПМПК. Таких детей в 2019-2020 учебном году - 4, в 2020-2021 учебном году так же- 4 обучающихся. Остальные дети обучаются в общеобразовательных классах. Организационное обеспечение специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе. Создание этих условий должно обеспечивать не только реализацию образовательных прав самого ребёнка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребёнком в инклюзивное образовательное пространство.
В ходе работы творческой группы по инклюзивному образованию образовательного учреждения, на методических совещаниях, педагогических советах нами были изучены нормативно-правовые акты федерального, регионального уровней, которыми мы руководствуемся в работе:
-Государственная программа Ростовской области «Доступная среда».
-ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС у/о
-Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Кроме того в МБОУ Конзаводской СОШ №2 разработаны локальные акты, регламентирующие деятельность по внедрению инклюзивного образования в УО:
- Положение об организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным основным общеобразовательным программам
-Положение об адаптированной рабочей программе для детей с ограниченными возможностями здоровья
-Положение об организации внеурочной деятельности в начальной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Важным критерием эффективности деятельности школы по внедрению инклюзивного образования является готовность педагогического коллектива к изменениям и трудностям, которые возникают при организации и реализации вкюченного образования. Это касается не только необходимости про ведения организационных изменений, но и повышения квалификации и обучения специалистов и педагогов школы. В МБОУ Конзаводской СОШ №2 разработан и успешно реализуется поэтапный план повышения квалификации педагогов по вопросам инклюзивного образования, разработана программа для внутришкольного обучения педагогов. Педагоги школы, обучая детей с ОВЗ, выстраивают свою работу с психофизическими возможностями и особыми образовательными потребностями данной категории обучающихся. У учителей школы имеются адаптированные рабочие программы, оптимально подбираются методы и приёмы работы с обучающимися и детьми инвалидами. Совместно с классными руководителями социальный педагог школы посещает обучающихся с ОВЗ на дому с целью изучения семьи (материально-бытовых условий ) оказания психологопедагогической консультативной помощи родителям и ребёнку. Классные руководители проводят работу по привлечению таких детей к занятиям спортом и работе в кружках, проводят индивидуальные занятия, беседы со школьниками и их родителями, приобщают к творческим делам класса.
В школе созданы все необходимые условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми инвалидами.
В МБОУ Конзаводской СОШ№2 имеется пандус с ограждающими бортиками, длина которых превышает длину пандусана 30 см с каждой стороны, расширенные дверные проёмы, лестницы оборудованы перилами. В холле на первом этаже находится табличка со шрифтом Брайля (планом школы), оборудованы кабинеты учителя -логопеда, педагога -психолога, помещение для проведения коррекционно-развивающих занятий, спортивный зал, столовая совместно с актовым залом.
Кабинеты полностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и электробезопасности. Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с ОВЗ является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания учителя. Педагоги совместно с коллективом детей и родителей стремятся создать уютную и комфортную обстановку.
Обучающиеся с ОВЗ получают учебники в библиотеке так же, как и все обучающиеся. Специальные кабинеты (химии, биологии, физики, мастерские) оснащены всем необходимым дидактическим и техническим материалом.
Перед коллективом школы поставлена дальнейшая цель:
- Совершенствование системы инклюзивного образования, системы программно – методического, нормативного и информационного обеспечение процессов обучения, коррекции, компенсации и реабилитации, развитие различных форм альтернативного обучения, комплексного сопровождения всех обучающихся.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечены учебниками, художественной и справочной литературой в 100%.
Организовано бесплатное питание для детей – инвалидов, а для детей с ограниченными возможностями здоровья предоставлена выплата стоимости двухразового питания. Столовая предлагает всем обучающимся горячие завтраки и обеды, витаминизированные напитки , буфет – мучные и кондитерские изделия, напитки, чай, фрукты.
Порядок получения услуг по следующим направлениям:
-основное образование
-обучение на дому
-семейное образование
-дополнительное образование
Библиотека
Средства обучения и воспитания обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
1. Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, раздаточный материал, энциклопедии, словари)
2. Электронные образовательные ресурсы (сетевые образовательные ресурсы)
3. Аудиовизуальные (презентации, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
4. Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные)
5. Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды)
6. Учебные приборы (компас, барометр, колбы, глобус и т.д.)
Кабинет педагога-психолога и учителя дефектолога
Кабинеты полностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и электробезопасности. Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания учителя
free image link
Кабинеты 1 этаж
Кабинеты полностью соответствуют санитарно-гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности и электробезопасности. Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания учителя.
Спортивный зал
В школе имеется спортивный зал, оснащенный игровым и спортивным оборудованием и инвентарем для проведения уроков, игр и физической подготовки обучающихся. На территории школы имеется стадион, на котором также проходят уроки физической культуры, спортивные игры и соревнования.
Обязательным условием к организации рабочего места обучающегося с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение возможности постоянно находиться в зоне внимания учителя.